Направления и мероприятия в рамках Проекта

Проект охватывает 12 направлений, каждое из которых, с одной стороны, самостоятельно, а с другой – является частью системы, призванной способствовать повышению эффективности бюджетных расходов.

1. Долгосрочное финансовое планирование

На сегодняшний день долгосрочный финансовый план является достаточно формальным документом, охватывает только пятилетний период и не может использоваться в качестве аналитического инструмента. Практический инструмент финансового планирования был внедрен в некоторых муниципальных образованиях Калининградской области. В настоящее время есть необходимость в распространении этого опыта в остальных муниципалитетах и разработке системы консолидации данных для использования в региональной модели финансового планирования. Основной задачей должна стать практическая координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования на всех уровнях власти, т. е. планирования стратегий развития и бюджетного планирования.

2. Независимая публичная экспертиза муниципальных нормативно-правовых актов в области финансового управления и бюджетирования

Процедуры независимой публичной экспертизы региональных нормативно-правовых актов в области финансового управления и бюджетирования были приняты законодательно, теоретически разработаны механизмы информирования общественности о планируемой и осуществляемой законодательной деятельности государства. Необходима дополнительная адаптация законодательства и разработка реально действующих механизмов работы с общественными организациями и общественными палатами, в том числе в интернете. Работа должна проводиться как на региональном, так и на муниципальном уровне.

В рамках этого направления будет развита и популяризирована независимая публичная экспертиза нормативно-правовых актов в области финансового управления, финансового и инвестиционного планирования, установлены механизмы обратной связи с общественностью.

3. Реестр расходных обязательств

Реестр расходных обязательств – важный механизм модернизации системы бюджетирования, так как современный бюджет должен формироваться исходя из реальных потребностей, целей и задач органа управления. Однако качество РРО в муниципальных образованиях Калининградской области неудовлетворительное. Здесь реестры расходных обязательств составляются часто номинально, и не используются эффективно в финансовом планировании и бюджетировании. Некоторые методы расчета расходных обязательств нуждаются в корректировке, доработке, и обеспечении достаточными нормами и стандартами.

Необходимо провести анализ расходных обязательств в соответствии с уровнем государственных образований, а также оценку расходных обязательств уровней бюджетов исходя из полномочий публично-правовых образований (регион, муниципалитет, поселение). В рамках этого направления будут разработаны рекомендации по ведению реестра расходных обязательств в муниципалитетах. Действующие расходные обязательства будут проанализированы путем мониторинга методов оценки расходных обязательств и процедур принятия новых. Будут разработаны принципы и подходы к нормированию и стандартизации РРО на муниципальном и региональном уровнях. Анализ расходных обязательств уровней государственных образований, оценка расходных обязательств уровней бюджетов будут проведены исходя из полномочий публично-правовых образований (регион, муниципалитет, поселение).

4. Развитие программно- целевого метода

Программно-целевой метод является одним из ключевых экономических инструментов, условия применения которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы, комплексность возникшей проблемы и т.д.) полностью соответствуют специфике переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо дальнейшее его развитие и внедрение, в том числе в отношении развития системы целеполагания при планировании программ.

5. Мониторинг финансового управления

В настоящее время необходима работа по оптимизации системы показателей по оценке финансового положения и качества финансового управления муниципальных образований. Показатели финансового управления будут тщательно проанализированы. Система финансового контроля должна развиваться в направлении придания ей аудиторских функций. Финансовый контроль должен стать не только способом определения слабых мест и ошибок в области финансового управления, но и источником советов и рекомендаций по улучшению. Кроме того в аналитических документах необходимо осветить вопрос о муниципальной статистике. Правильный сбор и использование муниципальной статистики позволит наиболее полно выявить социально-экономические показатели, а, следовательно, финансовые потребности муниципалитетов как в отношении оказания муниципальных услуг, так и для упрощения определения налогового потенциала муниципалитета в целях оптимизации межбюджетных отношений.

6. Тренинги для государственных служащих

Органы польского самоуправления вынуждены постоянно совершенствовать инструменты управления, чтобы ответить на возникающие вызовы. В результате принятия нового закона о государственных финансах в последнее время в Польше на местные органы власти легли дополнительные обязанности, например, подготовка долгосрочных финансовых прогнозов. В результате для соответствия новому уровню ответственности государственные служащие должны приобрести новые навыки. Поэтому крайне важно наращивать знания государственных служащих путем проведения тренингов, посвященных финансовому менеджменту. Развитие человеческого капитала в общественном секторе имеет большое значение не только для самих городских властей, но и для местных общин, так как они являются конечными бенефициарами эффективного управления.

7. Развитие ИТ-инструментария и закупка оборудования

Современное управление государственными финансами и, в первую очередь, финансовое планирование и планирование капитальных вложений, будут обеспечены соответствующими ИТ-инструментами. Реализация программных решений значительно повышает точность и эффективность финансового управления.

8. Внедрение современных форм предоставления государственных услуг

До сих пор многие бюджетные учреждения работают в отрыве от современных подходов к развитию, управлению и принципов оптимальности и адекватности. Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел в ускоренном режиме и работа в этом направлении должна продолжаться и расширяться, что требует дополнительного методического обеспечения. Необходимо осуществлять планирование расходов в бюджетных учреждениях на основе объема их услуг, а не исходя из необходимости поддержания существующих мощностей. Необходима тщательная настройка структуры многих бюджетных организаций с целью оптимизации текущих затрат и повышения их эффективности и, следовательно, увеличения удовлетворенность граждан оказываемыми им услугами.

9. Планирование капитальных инвестиций

Осуществление стратегического планирования в современных муниципалитетах неотделимо от процессов осуществления муниципалитетами капитальных инвестиций. Необходимо повышение степени прозрачности процедур осуществления капитальных инвестиций, совершенствование практических методов оценки проведенных и планируемых объектов капитальных инвестиций, улучшение процедур отбора инвестиционных проектов. Это возможно осуществить путем унификации процедуры принятие решений по новым капитальным инвестиционным проектам, мониторинга их реализации и процедуры распределения и использования капитальных инвестиций и субсидий на капитальные инвестиции.
Города Гданьск и Гдыня имеют большой опыт подготовки планов капитальных вложений, который может быть использован Калининградской областью для улучшения качества планирования капитальных вложений муниципальных образований Калининградской области. Для того, чтобы обменяться знаниями и опытом в планировании капитальных инвестиций Гданьск станет направлением ознакомительной поездки для представителей Калининграда и Гдыни. Ознакомительная поездка даст возможность обменяться опытом и найти общие решения, которые помогут наладить процесс инвестиционного планирования.

Результатами этих мероприятий станут система планирования капитальных инвестиций, унификация процедуры принятия решений по отбору инвестиционных заявок, в том числе система обратной связи с сообществом и методы, которые позволяют гражданам представить на рассмотрение идеи инвестиционных проектов для реализации, а также система формирования инвестиционного плана будет подкреплена внедрением необходимого программного обеспечения. Мероприятия по данному направлению будут производится как у российских, так и у польских партнеров совместно. Совместно также будет проводиться обучающая поездка и семинар.

10. Развитие и унификация системы ГЧП

Необходимо проведение комплекса мероприятий по развитию системы ГЧП, возможная адаптация и унификация результатов опыта ГЧП, полученного в Калининградской области и Польше, разработка механизмов для возможности привлечения зарубежных частных партнеров к проектом и программам, реализуемым на муниципальном и региональном уровнях.

11. Общественные закупки

Необходимо способствовать формированию прозрачной, конкурентной, справедливой и эффективной системы бюджетных закупок. Это позволит обеспечить результативность и эффективность использования бюджетных средств. Запланированные мероприятия позволят привлечь к процессу общественных закупок максимальное количество участников приграничных территорий Польши и Литвы. В дальнейшем, используя разработанные совместно механизмы, будут осуществлены публикации и проведены семинары для представителей российского и польского бизнеса с целью привлечения их к участию в общественных закупках.

12. Популяризация и повышение качества знаний о функционировании общественных финансов

С целью популяризации и повышения качества знаний в области общественных финансов будет собрана и переведена с русского на польский, с польского на русский языки библиотека литературы по общественным финансам, подборка актуальных нормативных и правовых актов в области регионального и муниципального финансового управления. Создание подобной библиотеки позволит улучшить знания финансовых специалистов и дать возможность большего использования опыта стран-соседей в решении аналогичных проблем, связанных с функционированием финансовых органов. Будет создана систематизированная электронная база данных финансовой литературы нормативно-правовых актов, осуществлен ее перевод там, где это необходимо.