It’s time to make predictions

j2

Last year, the Federal Law of the 28th of June, 2014 № 172 FL «On the strategic planning in the Russian Federation» was passed, according to the law regions and municipalities of Russia, as well as the Federation in general, in the near future should develop a package of special documents. This is the a socioeconomic development forecast for the period of not less than six years, the budget forecasts, the system of government programmes, industry documents. The conference, which has become one of the series of similar events organized and conducted by the Ministry of Finance of the Kaliningrad region referred to the problems of the long-term budget forecasting, construction of government programmes and the experience of the Kaliningrad region on the implementation of the «E-Budget» system.

The difficulties of forecasting

The topic of the long-term budget planning is on the agenda since 2007, though the long-term budget forecast has not been developed yet. But now is the time when the question: «Do you have a plan? » – is defined. Amendments to the Budget Code were updated in last October; they regulate the use of regional budget forecasts in drafting of the budgets as of 2016 – 2018.

Consequently, at this point, the subjects of the Russian Federation should already have an available forecast of socioeconomic development for the long- run period, the procedure of the development of the budget forecast and the budget forecast itself. But for now, as it was mentioned by A. Byrukov-the Deputy Director of the long-term strategic planning of the Ministry of Finance of the Russian Federation, the methodological approaches to the implementation of legislative innovations at the federal level are still not defined. Nevertheless, it is time for regions to begin this work.

Biryukov talked to the audience of the Kaliningrad financiers about the experience of the Ministry of Finance of the Russian Federation in the development of long-term forecasts, about the surfaced problems in the process of the development. For example, at the time when the budget forecast was called the budgetary strategy a systemic methodological problem was revealed. Developed document was supposed to correspond not only to the financial indicators, but also the instruments of political matters. In the process of working it has become clear that some special long-term directions of tax, budgetary and if truth be told of debt policy largely beyond the three-year plan does not simply exist in the country. Another difficult question was the forecasting of the expenditure commitments. If the expenditures of the Pension Fund are quite curtain, when it comes to the other expenditures the question was not clear. Therefore, the Ministry of Finance followed the path of least resistance and did an extrapolation of the existing cost structure. As it turned out it was a wrong move, and these days an alternate based on the idea of existence of the ideal structure of expenditure commitments is being developed and should be formed in 5-10 years. We have to aim for it and it, in turn, will affect the revenue part, the conditions of servicing and redemption of the national debt and etc.

An additional point is that in the long-term planning a large set of risks is formed objectively. The instance of managerial decisions that significantly increase the costs of some expenditures changing their structure is always possible.

The complexity of the long-term budget forecasting is that there is no primary document – the forecast of socio-economic development. Formally in 2010, this kind of forecast was prepared by the Ministry of Economic Development. But since then, the government of the Russian Federation has not taken any decisions on estimate changes, that is why its truthfulness leaves much to be desired.

The important factors such as escalation, external account, GDP, index of industrial production, payroll budget have been changed by life itself. Even the reform of the so-called program-target method, which is now being implemented in the form of government programmes, as a matter of principle, can be achieved only while meeting the number of basic conditions. One of the most important – a complete predeterminacy of exactly what kind of resources can be spent on the implementation of relevant programmes. «The fact that we already have the two-year programme but the resource estimates still do not exist, with critical appraisal to the question can be assessed that the programmes themselves worth nothing,» – said Biryukov.

The programme budget

A priori it is understood that the state programmes – is something elaborated, stable and rigidly fixed. In fact, the state programmes appeared to be the budget. The budget – an annual or three-year – in a particular programme does not specify anything, does not expand, but only authorizes the planned expenses. This way it should be ideally. In practice, it occurs to be different. Just within one budget cycle, for example, the federal government programmes are being changed repeatedly. They are being specified for two months after the adoption of the budget, and then in April, based on the new scenario conditions are being developed for the socio-economic development forecast.

Then, the programmes are being corrected in June, when the key decisions on the main characteristics of the federal budget are being accepted, then in August, when the main preparation stage of the draft budget for the next period ends, and then is specified at the time of the passage of the budget in the lower house of the Russian parliament at the end of the year and is being corrected in accordance with the identified errors.

«From a formal standpoint – said Biryukov, -the long-term, crucial financial issues document does exist, but in practice the specified tasks are not fully implemented». Therefore, municipalities relevant to the formal application of the program-target method of budget planning should not face any difficulties, according to a representative of the Ministry of Finance. «The federal government programmes have emerged not because of any goal that deserves special approaches, – said Biryukov. – The content of the current federal programmes – is simply recalculated expenditures of the Federal Budget of 2010 taking into account the escalation, exchange rates and everything else».

Of course, it is necessary to try to do something different, allowing implementing the advantage of the programmes from the point of view of a breakthrough expenditure management. For example, it would be preferable to provide a greater degree of the risk coverage and protection of the responsible officer against the financial reduction of the activities as result of amending in the operating budget or the budget planning period. «Here, everything is in your hands», – the speaker addressed to the financiers.

The E-Budget

A. Danilov the Head of the Department of the budgetary policy and inter-budget relations of the Ministry of Finance of the region talked about the adoption of the E-budget into the practice of the Kaliningrad region. The development and implementation of the system aimed simply not to automate the elements of the budget process, but to interconnect them. It is possible if the framework for the automation of the entire budget process is one software.

As long as at that time there was a lack of the software that meets all the requirements of the Ministry of Finance of the region, it was decided to develop its own concept of the “E-Budget” system. The objectives of the development of the system were formulated as follows:

  • improving the efficiency and effectiveness of intercommunication of participants of the budget process;
  • improving the openness and transparency of the budget process;
  • providing the necessary information for making managerial decisions to the participants of the budget process;
  • formalization of the planning and budgeting procedures at all stages of the budget process.

Regarding to the appropriation of the system, Kaliningrad financiers have decided to split it into its constitutive parts:

  • long-term planning;
  • medium-term planning;
  • budget planning;
  • cash planning;
  • activity planning of the institutions;
  • implementation of the budget (estimates, operation plan of the financial and management activities);
  • monitoring and control.

In the Kaliningrad region with the financial support of the European Union the Lithuania-Poland-Russia ENPI Cross-border Cooperation Programme 2007-2013 is being implemented since 2007. Under this programme, the Ministry of Finance of the Kaliningrad region in cooperation with the Municipality of Gdansk and Gdynia (Poland) developed the project «Good governance and cooperation – response to common challenges in public finance» which started in 2012. The main purpose of the project – the contribution to the economic and social development of the territories by improving the quality of public finance management.

These subsets are developed to provide the information to the management of the financial authorities, employees of the regional offices of the Ministry of Finance, employees of the public authorities and local government, state and municipal institutions of the region, as well as entities and individuals interested in the budget process in the Kaliningrad region. The system must provide simultaneous operation for 5K users.

Several principles formulated as the result of the problem analysis emerging in the work of the financiers were laid to the basis for the concept. For example, there is a necessity for regular adjustment of the ruling financial documents. Now the budget and state programs require the constant adjustments, the long-term budget forecast will require the adjustment in the near future. Therefore, one of the most important principles – the higher system must differ from the inferior, but along with this it must form the limits and reference points to the inferior system.

«In this case, when we plan at the lower level, we will be able to determine whether the variance is on the normal level, or critical, requiring a review of indicators of a higher level. And the system must allow this analysis» – said Danilov.

The planning is implementing in terms of three component parts at every level of the system. These are the incomings in terms of tax, non-tax, non-repayable income, current and capital expenditures and sources of the deficit financing. For example, at the level of long-term planning the income is planned, and at the medium-term level it is not planned and as the result we get a failure in the planning. It is not exactly correct to use the indicators of the extended forecasts in the budget planning, because in any case, the incomings on the medium-term level are also planned, even if they are not formalized by any documents. The same situation is with the current and capital expenditures. If in the long-term plan the costs are not divided in current and capital, it will be impossible to do either at the level of the medium-term, or at the level of the budget planning. Therefore, detailed planning should be a cross-cutting- to be presented at every level.

It is important for each line in the plans to be marked by three factors: a certain volume indicators, standards, evaluating the cost of the implementation of the unit of volume indicator, and the totality. These indicators should be presented at every level, because to plan the finances for the long-term, medium-term periods and in the budgeting in default of any volume indicators which directly or with maximum effect influence on certain expenses is impossible. The principle of indexation used in the budgeting works well if planning for 1-2 years, but for a period of more than six years misses the mark.

Another principle – the output information from each subsystem should be the regulatory document. When the state programme is formed – there should be the document on mandatory performance, when the budgeting is completed – there should be the document on the budget execution. And the final principle –to assure the compliance of the plans of different levels, meaning that every inferior plan should be a detailed plan of the higher one.

At present, the e-budget is in the active planning stage. The active implementation of it in all the authorities and public institutions of the Kaliningrad region is planned in 2015.

S. Martynenko, «Budget» magazine, March 2015

Время делать прогнозы

j2

В прошлом году был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствии с которым российские регионы и муниципалитеты, как и Федерация в целом, в ближайшее время должны разработать целый пакет специальных документов. Речь идет о прогнозах социально экономического развития на период не менее шести лет, бюджетных прогнозах, системе государственных программ, отраслевых документах. О проблемах долгосрочного бюджетного прогнозирования, построения государственных программ и опыте Калининградской области по внедрению системы «Электронный бюджет» шел разговор на конференции, которая стала одной из цикла аналогичных мероприятий, организованных и проведенных министерством финансов Калининградской области.

Сложности прогнозирования

Тема долгосрочного бюджетного планирования стоит на повестке дня с 2007 года, однако до сих пор долгосрочный бюджетный прогноз не разработан. Но сегодня час, когда спросят: «А есть ли у вас план?» — уже обозначен. Поправки в Бюджетный кодекс, внесенные в октябре прошлого года, регламентируют использование региональных бюджетных прогнозов при подготовке проектов бюджетов на 2016 – 2018 годы.

Следовательно, на этот момент у субъектов РФ уже должны быть в наличии прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период, порядок разработки бюджетного прогноза и сам бюджетный прогноз. Но на сегодняшний день, как отметил заместитель директора Департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина России А. Г. Бирюков, на федеральном уровне не определены методологические подходы к претворению в жизнь законодательных новелл. Тем не менее регионам пора уже начинать эту работу.

Бирюков рассказал собравшимся в Калининграде финансистам об опыте Министерства финансов РФ по разработке долгосрочных прогнозов, о том, какие проблемы возникали в процессе. К примеру, в период, когда бюджетный прогноз еще называли бюджетной стратегией, обнаружилась системная методологическая проблема. Разрабатываемый документ должен был представлять собой набор не только финансовых показателей, но и инструментов, мер политического характера. В процессе же работы над ним стало ясно, что каких-то специальных долгосрочных направлений налоговой, бюджетной и по большому счету долговой политики, выходящих за пределы трехлетки, в стране нет. Еще один сложный момент заключался в прогнозировании расходных обязательств. Если в отношении расходов Пенсионного фонда существовала некоторая определенность, то в отношении прочих расходов ясности не было. Поэтому Минфин пошел по пути наименьшего сопротивления и сделал некую экстраполяцию имеющегося состава расходов. Как оказалось впоследствии, этот путь был ошибочным, и сейчас разрабатывается другой вариант, основанный на предположении, что есть некая идеальная структура расходных обязательств, которая должна сформироваться через 5–10 лет. И именно к ней нужно стремиться, и она, в свою очередь, будет оказывать влияние на доходную часть, условия обслуживания и погашения государственного долга и пр.

Кроме того, при долгосрочном планировании очень большой набор рисков формируется объективно. Всегда возможно появление управленческих решений, которые существенно увеличат какие-то расходы, изменят их структуру.

Сложность долгосрочного бюджетного прогнозирования состоит еще и в том, что пока отсутствует первичный документ — прогноз социально-экономического развития. Формально в 2010 году такой прогноз Министерством экономического развития РФ был подготовлен. Но с тех пор Правительство РФ не принимало никаких решений по изменению оценок, поэтому их достоверность оставляет желать лучшего. Такие важные показатели, как инфляция, платежный баланс, ВВП, индекс промышленного производства, фонд оплаты труда, изменены самой жизнью. И даже реформа так называемого программно-целевого метода, который сейчас реализуется в форме государственных программ, в принципе осуществима только при соблюдении нескольких базовых условий. Одно из самых главных — это полная предопределенность того, какие именно ресурсы могут быть потрачены на реализацию соответствующих программ. «То, что у нас уже два года есть программы, а оценки ресурсов не существует, при критичном отношении к вопросу может быть оценено так: сами программы ничего не стоят», — отметил Бирюков.

Программный бюджет

Априори подразумевается, что государственные программы — это нечто, тщательно проработанное, жестко закрепленное и стабильное. По сути, госпрограммы как раз и являются бюджетом. Бюджет — годовой или трехлетний — в конкретной программе ничего не уточняет, не расширяет, а всего лишь санкционирует плановые расходы. Так должно быть в идеале. На практике происходит иначе. Только в течение одного бюджетного цикла, к примеру, федеральные государственные программы изменяются неоднократно. Они уточняются в течение двух месяцев после принятия бюджета, потом в апреле, исходя из новых сценарных условий, которые разрабатываются для прогноза социально-экономического развития.

Затем программы корректируются в июне, когда принимается ключевое решение по основным характеристикам федерального бюджета, следом в августе, когда заканчивается основной этап подготовки проекта бюджета на следующий период, затем уточняются в момент прохождения бюджета в Государственной думе и в конце года исправляются в соответствии с выявленными ошибками.

«С формальной точки зрения, — говорит Бирюков, — долгосрочный, решающий финансовые проблемы документ существует, но на практике обозначенные задачи в полной мере реализовать не удается». Поэтому сложностей в формальном применении программно-целевого метода планирования бюджета у муниципалитетов, для которых это сейчас актуально, по мнению представителя Минфина РФ, возникнуть не должно. «Федеральные государственные программы возникли не потому, что была какая-то цель, которая заслуживает специальных подходов, — говорит Бирюков. — Состав сегодняшних федеральных программ — это просто пересчитанные с учетом инфляции, курса валют и всего остального расходы федерального бюджета 2010 года».

Конечно, пытаться сделать что-то иное, позволяющее реализовать преимущество программ именно с точки зрения качественно нового управления расходами, необходимо. К примеру, было бы желательным добиться большей степени защищенности ответственного исполнителя программы от риска снижения финансирования мероприятий в результате внесения изменений в действующий бюджет или бюджет планового периода. «И здесь все в ваших руках», — обратился выступающий к финансистам.

Электронный бюджет

О внедрении электронного бюджета в практику Калининградской области рассказал начальник департамента бюджетной политики и межбюджетных отношений Министерства финансов региона А. Н. Данилов. Разработка и внедрение системы имели целью не просто автоматизировать элементы бюджетного процесса, но и взаимоувязать их. Последнее возможно, когда основой автоматизации всего бюджетного процесса является одно программное обеспечение.

Поскольку программное обеспечение, отвечающее всем требованиям областного минфина, на тот момент отсутствовало, было принято решение о разработке собственной концепции системы «Электронный бюджет». Цели создания системы были сформулированы следующим образом:

  • повышение оперативности и эффективности взаимодействия участников бюджетного процесса;
  • обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
  • обеспечение участников бюджетного процесса информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
  • формализация процедур планирования и бюджетирования на всех этапах бюджетного процесса.

Что касается назначения системы, то калининградские финансисты решили разделить ее на составные части:

  • долгосрочное планирование;
  • среднесрочное планирование;
  • бюджетное планирование;
  • кассовое планирование;
  • планирование деятельности учреждений;
  • исполнение бюджета (сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности);
  • мониторинг и контроль.

С 2007 года в Калининградской области при финансовой поддержке Евросоюза реализуется Программа приграничного сотрудничества Литва — Польша — Россия. В рамках этой программы министерством финансов Калининградской области совместно с муниципалитетами городов Гданьск и Гдыня (Польша) разработан проект «Хорошее управление и совместная работа — ответ на общие сложности в общественных финансах», получивший старт в 2012 году. Основная цель проекта — способствовать экономическому и социальному развитию территорий путем улучшения качества управления общественными финансами.

Эти подсистемы призваны обеспечивать информацией руководство финансовых органов области, работников подразделений областного министерства финансов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений региона, а также юридических и физических лиц, интересующихся вопросами бюджетного процесса в Калининградской области. Система должна обеспечить одновременную работу в ней для 5 тысяч пользователей.

В основу концепции заложили несколько принципов, которые были сформулированы в результате анализа проблем, появляющихся в работе финансистов. К примеру, существует необходимость регулярного приведения в соответствие друг другу основополагающих финансовых документов. Сейчас постоянной корректировки требуют бюджет и государственные программы, в обозримом будущем к ним добавится и долгосрочный бюджетный прогноз. Поэтому один из важнейших принципов — вышестоящая система должна отличаться от нижестоящей, но при этом формировать для нижестоящей ограничения и ориентиры.

«В этом случае, когда мы планируем на более низком уровне, мы сможем определить, является ли отклонение нормальным или же критичным, требующим пересмотра показателей системы более высокого уровня. И система должна обеспечивать возможность такого анализа», — говорит Данилов.

На каждом уровне системы осуществляется планирование в разрезе трех составных частей. Это доходы в разрезе налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, текущие и капитальные расходы и источники финансирования дефицита. Допустим, на уровне долгосрочного планирования доходы запланированы, а на среднесрочном — нет, в результате получается провал в планировании. Использовать при бюджетном планировании показатели долгосрочного прогноза не совсем правильно, потому как в любом случае доходы на среднесрочном уровне тоже планируются, даже если это не формализовано никакими документами. То же самое с текущими и капитальными расходами. Если в долгосрочном плане не разделить расходы на текущие и капитальные, то это невозможно будет сделать ни на уровне среднесрочного, ни на уровне бюджетного планирования. Поэтому детализация планирования должна быть сквозной, то есть присутствовать на каждом уровне.

Очень важно, чтобы каждая строчка в планах характеризовалась тремя показателями: неким объемным показателем, нормативом, определяющим стоимость выполнения единицы объемного показателя, и суммой. Эти показатели тоже должны быть на каждом уровне, потому что спланировать средства на долгосрочный, среднесрочный периоды и при формировании бюджета при отсутствии какого-либо объемного показателя, который прямо или с максимальной степенью влияет на определенный расход, невозможно. Принцип индексации, используемый при формировании бюджета, хорошо работает при планировании на 1–2 года, но на срок свыше шести лет уже даст сбой.

Еще один принцип — выходной информацией из каждой подсистемы должен стать нормативный документ. Сформировали госпрограмму — должен быть документ об обязательном исполнении, завершилось бюджетное планирование — документ об исполнении бюджета. И последний принцип — обеспечение соответствия планов разного уровня, то есть каждый нижестоящий план должен стать детализацией вышестоящего.

В настоящее время электронный бюджет находится в активной разработке. В 2015 году планируется его активное внедрение во всех органах власти и государственных учреждениях Калининградской области.

С. В. Мартыненко, журнал «Бюджет», март 2015 года

Дополнительные материалы

Выдержка из журнала “Бюджет” в формате .pdf